СУДОВЫЕ СИСТЕМЫ
Судовые системы предназначены для перемещения
жидкостей, воздуха и газов с целью обеспечения общесудовых нужд, обеспечения
безопасности плавания, условий обитаемости и сохранности грузов. Общесудовые
системы состоят из трубопроводов,
путевых соединений, арматуры, механизмов, аппаратов, контрольно-измерительных
приборов и емкостей.
Материал труб: сталь, высоколегированная сталь ( с
добавками, улучшающими стойкость и прочность стали), медь, латунь и другие
сплавы меди, легкие сплавы, пластмассы (винипласт, полиэтелен и т.д.). Для
повышения коррозионной стойкости трубопроводов применяют различные
лакокрасочные покрытия, оцинковку, эмалью (внутреннее покрытие труб),
биметаллические трубы и т.д.
ОСУШИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.
Осушительная система предназначена для удаления
сравнительно небольших количества воды, скапливающейся в трюмах, МО и других помещениях судна в
результате отпотевания, протечек трубопроводов, насосов, корпуса, механизмов и
аппаратов, воды после мойки судовых помещений и т. д. Осушительная система
состоит из всасывающегося трубопровода, приемников, грязевых коробок, запорных
и невозвратнозапорных клапанов, самовсасывающих насосов и аппарата трюмных вод.
Приемники имеют защитные сетки и устанавливаются в льялах и сточных колодцах в
кормовой части трюмов и МО. В некоторых помещениях (цепной ящик, румпельное…) удаленных
от МО, для осушения устанавливаются ручные насосы, работающие от пожарной
магистрали.
Перепускная система служит для перепуска воды из
помещений, в которых нет приемников осушительной системы в нижележащие или
соседние помещения.
БАЛЛАСТНЫЕ СИСТЕМЫ.
Балластная система предназначена для приема, откачки и
перекачки жидкого балласта - забортной воды. Это позволяет в нужном направлении
изменять осадку, дифферент, крен, остойчивость и прочность судна. В качестве
балластных емкостей используются отсеки двойного дна, форпик, ахтерпик,
бортовые и подпалубные цистерны, диптанки.
Балласт принимается через специальные
клапаны-кингстоны, установлены на выгородках, в которые входит вода через
решетку для исключения засорения системы. Выкачка балласта за борт
осуществляется через отливные отверстия, расположенные выше грузовой ватерлинии
и снабженные захлопками, не пропускающими забортную воду внутрь.
СИСТЕМЫ ПОЖАРОТУШЕНИЯ И ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ.
Успех тушения пожара, прежде всего, от быстроты
обнаружения очага. Для этого на судах применяют автоматические системы пожарной
сигнализации и ручные извещатели.
Автоматическую систему сигнализации устанавливают
практически во всех помещениях судна. Автоматические системы сигнализации
срабатывают на повышение температуры в помещении или при появлении дыма (дымовая
сигнализация).
Все морские суда оборудованы системой водотушения,
действие которой основано на охлаждение горящих веществ водой. Система
водотушения устроена так, что в любую точку судна вода должна подаваться из
двух пожарных стволов. Недостатком этой системы является то, что вода может
испортить груз и оборудование, не допускается водой гасить электрооборудование.
Паротушение основано на оттеснении от очага горения и
применяется в топливных цистернах, котельных отделениях, в грузовых танках
танкеров и насосных отделениях. Углекислотное пожаротушение основано также на
оттеснении кислорода и применяется в грузовых трюмах, МО, помещениях аварийных
генераторов, насосов, кладовых горючих материалов. Жидкая углекислота хранится
под большим давлением в баллонах и по трубам подается в охраняемое помещение,
где испаряется.
Пенотушение основано на том, что горящие продукты
изолируются от кислорода воздуха пеной. Этой системой оборудованы танки
танкеров, МО, топливные и масляные цистерны. Пеной можно тушить пожар, как и в
помещениях, так и на открытом воздухе. Пена легкая, поэтому она держится на
поверхности любой горючей жидкости и эффективно гасит огонь.
СИСТЕМЫ ВОДЯНОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ.
На судах применяют следующие системы пожаротушения:
водопожарную, водораспыления, водяных завес, орошение трапов, переборок и
палуб.
Принцип действия водопожарной системы заключается в
охлаждении горячей поверхности, компактной или распыленной струей воды из
ствола. Нельзя тушить водой карбид кальция, калий и другие химические элементы,
вступающие в реакцию с водой, сахарную пыль, шерстяную, а также
электрооборудование. Распыленной струей можно тушить нефтепродукты в открытой
емкости, так как распыленная вода, отбирая тепло, превращающая в пар, который
оттесняет кислород от очага горения.
В систему входят: кингстон, клапаны, насосы,
трубопровод, пожарные рожки, пожарные рукава, стволы.
Система водораспыления служит для тушения пожаров в
машинно-котельных отделениях и других помещениях, где используются
нефтепродукты.
Система водяных завес служит для предотвращения
распространения пожара на ролкерах, в длинных коридорах и больших помещениях.
Система орошения трапов, переходных площадок, шахт,
мест спуска шлюпок на танкерах, палуб танкеров охлаждает соответствующие
поверхности и предотвращает проникновение огня в охраняемые зоны.
СИСТЕМЫ ПЕННОГО И УГЛЕКИСЛОТНОГО ТУШЕНИЯ.
Принцип пенотушения
заключается в изоляции горящей поверхности от кислорода воздуха слоем
пены. Эта система наиболее эффективна при тушении горящих нефтепродуктов, поэтому она применяется на
танкерах, в МО и цистернах топлива, масла.
Система углекислотного тушения применяется в грузовых трюмах
(не портит груз), МО, малярных, багажных отделениях, насосных отделениях.
Принцип работы системы заключается в том, что газом заполняется помещение,
вытесняя кислород воздуха.
СИСТЕМЫ БЫТОВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ.
К системам бытового водоснабжения относятся системы:
питьевой воды, холодной и горячей мытьевой воды, санитарной забортной воды.
Система питьевой воды предназначена для приема,
хранения и подачи питьевой воды в камбуз, питьевые колонки, а на новых судах –
и к умывальникам.
Питьевая вода должна хранится в цистернах, не
соприкасающихся с наружным бортом, балластными и другими цистернами. Внутреннее
покрытие цистерн должно быть согласовано
с органами саннадзора.
Система холодной и горячей мытьевой воды аналогичны
системе питьевой воды, за исключением
того, что к хранению мытьевой воды не предъявляются столь жесткие требования, а
горячая вода предварительно подогревается до 70 градусов. Мытьевую воду подают
в душевые, ванные, прачечные, камбузы.
Система санитарной забортной воды предназначена для
подачи забортной воды в туалеты, ванные и т.д. Вода непосредственно принимается
из-за борта.
СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ.
Система вентиляции предназначена для снабжения чистым
и свежим воздухом жилых, служебных и общественных помещений и удаления загрязненного
воздуха из санблоков, камбуза, МО и других помещений.
На судах применяется вентиляция как искусственная, так
и естественная. При естественной вентиляции используется скоростной напор
воздуха при движении судна или движение воздуха, вызванное разностью
температур.В системах искусственной вентиляции для создания потока воздуха
используются центробежные и осевые вентиляторы. Для предотвращения
распространения запахов из санитарных помещений и камбуза в этих помещениях
предусматривается только вытяжная вентиляция.
СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ широко применяется на
современных судах для создания комфортных условий для работы и отдыха. Система
предназначена для охлаждения и осушения воздуха летом и в тропиках, подогрева
воздуха и его увлажнения зимой и в арктических широтах. Кондиционирование
обычно обслуживает жилые и общественные помещения, а также некоторые служебные
помещения (рулевая рубка, центральный пост управления…).
Кондиционер состоит из воздушного фильтра,
подогревателей, охладителя воздуха, увлажнителя и влагоотделителя.