СУДОВЫЕ УСТРОЙСТВА
Якорное устройство предназначено для надежной стоянки
судна на рейде и на глубинах до 80 м. Также оно используется при швартовке к
причалу и отшвартовки, а также для быстрого погашения инерции, чтобы предотвратить
столкновениями с другими судами и объектами (например, причал), а также может
быть использовано для снятия судна с мели (якорь завозят на шлюпке в нужную
сторону и судно с помощью якорных
механизмов подтягивается к якорю). Также якоря могут быть использованы
для буксировки.
Морские суда имеют носовое якорное устройство, но на
некоторых судах имеется также и кормовое якорное устройство.
Якорное устройство состоит:
- якорь (входит в грунт, тем самым не дает
перемещаться судну или плавучему объекту;
- якорная цепь, которая передает усилие от судна к
находящемуся на грунте якорю, используя для отдачи и подъему якоря;
- якорные клюзы, которые позволяют якорной цепи
походить сквозь элементы корпусных конструкций, направляющие движение канатов
при отдаче или выбирания якоря в клюзы, якоря втягиваются по-походному для
хранения;
- якорный механизм обеспечивает отдачу и подъем якоря,
торможением якорной цепи и ее стопорение при стоянке на якоре, подтягивание
судна к якорю, закрепленному в грунте;
- стопоры, которые служат для крепления по-походному;
- цепные ящики для размещения якорных цепей на судне;
- механизмы крапления и дистанционной отдачи якорной
цепи, которое обеспечивает крепление конца якорной цепи и быструю отдачу в
случае необходимости.
Якоря в зависимости от их назначения разделяют на:
- становые (предназначены для удержания в заданном
месте);
- вспомогательные (для удержания в заданном положении
во время стоянки на основном якоре).
Вспомогательные якоря:
-кормовой якорь (стоп-анкер). Его масса составляет 1/3
массы станового якоря;
-верп: легкий якорь, который можно завозить в сторону
от судна на шлюпке. Масса верпа должна быть равна 0,% массы стоп-анкера.
Основные части
любого якоря:
- веретено и лапы;
Якоря различают по подвижности и количеству лап до 4-х и наличие штока. К
безлапым якорям относят мертвые якоря (железобетонные, винтовые и другие,
которые используются при установке плавучих маяков, бакенов).
Якоря должны отвечать определенным требованиям:
-быстро отдаваться и крепиться по-походному;
-обладать большой держащей силой при меньшей массе;
-быстро входить в грунт и легко от него отделяться.
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
ЯКОРЯ:
1.Адмиралтейский якорь широко применялся во время
парусного флота. На современных судах их используют только в качестве
стоп-анкеров и верпов.
2.Якорь Матросова имеет 2 поворотные лапы,
расположенные близко к штоку. Лапы практически не разрыхляют грунт, поэтому
увеличивается держащая сила якоря. Этот якорь получил большое распространение
на речных и на небольших морских судах.
3.Якорь Холла состоит из 2 больших стальных деталей:
веретена и лап с головной частью, соединенных при помощи штыря и стопорных
болтов. Благодаря простоте отдачи и простоте уборке этот якорь получил на
морских судах самое широкое распространение.
4.На малых судах и баржах используют безштоковые
якоря, которые называются кошками.
- Якорная цепь служит для крепления якоря к корпусу
судна. Она состоит из звеньев, образующих смычки, соединенные одна с другой при
помощи специальных звеньев. Смычки образуют якорную цепь длиной от 50 м. до 300
м.
- Якорные клюзы выполняют на судах 2 важных функции:
1.Обеспечивает беспрепятственный проход якорной цепи
через конструкции при отдаче и выбирания якоря, а также безопасное размещение
безштокового якоря в походном положении его быструю отдачу.
2.Они состоят из клюзовой трубы, палубного клюза и
бортового клюза.
Якорные механизмы служат для отдачи якоря и якорных
цепи при постановке на якорь: стопорения якорной цепи при стоянке судна на
якоре; снятия с якоря – подтягивание судна к якорю, выбирания цепи и якоря и
втягивание якоря в клюз; выполнение швартовых операций, если нет специально
предусмотренных для этих целей механизмов.
Якорные механизмы, их виды: брашпили; якорные или
якорно-швартовые шпили и якорно-швартовые лебедки.
Брашпиль предназначен для обслуживания одновременно
цепей левого и правого бортов.
Шпиль разделен на 2 части: якорно-швартовые лебедки.
Стопоры
предназначены для крепления якорных цепей и удержания якоря в клюзе
по-походному.
Цепные ящики предназначены для размещения и хранения
якорных цепей.
2.Швартовое
устройство.
Швартовое устройство предназначено для закрепления
судна у причала или других сооружений. Состоит:
- швартовы: канаты, которые закрепляются одним концом
на берегу или другим сооружениям;они могут быть стальными, растительными, синтетическими;
швартовы на забортном конце имеют петлю – огон, который накидывается на береговой пал с помощью бросательного
конца;
- клюзы: предназначены для предотвращения излома и
уменьшения трения швартовов;
- кнехты служат для закрепления суднового конца
швартовых;
- швартовые механизмы служат для подбирания,
подтягивания и стопорения швартовых;
- вьюшки, банкетки предназначены для хранения
швартовых;
- кранцы служат для смягчения ударов при швартовке
судна
3.Рулевое
устройство.
Рулевое устройство предназначено для обеспечение
управляемости судном (устойчивости на курсе и поворотности). В состав рулевого
устройства входит руль, привод руля, привод управления.
В руль входит перо руля и баллер. Основой пера руля
является мощная вертикальная балка – рудерпис. По сечению рули делятся на
пластинчатые и обтекаемые. Все морские суда имеют обтекаемые рули.
Баллер служит для передачи вращающего момента на перо
руля и его поворота. Баллер – это прямой или изогнутый стержень, который
крепится одним концом к перу руля с помощью фланцев, а другой конец входит через
гельмпортовую трубу и сальник в корпус судна. Баллер поддерживается
подшипниками, на его верхний конец насажен румпель – одноплечный или
двухплечный рычаг.
От рулевого устройства зависит безопасность судна,
поэтому требуется, чтобы кроме основного привода был и запасной.
Учитывая особую важность рулевого устройства для
безопасности судна, на современных судах обычно устанавливают два одинаковых
приводах, которые соответствуют требованиям к основному приводу. Это
значительно повышает надежность рулевого устройства, так как в этом случае
возможна взаимная замена узлов.
4. Грузовое устройство.
Грузовое устройство предназначено
для перевозки различных грузов. К ним относятся: грузовые стрелы, грузовые
краны, грузовые устройства для специализированных судов.
1) К легким грузовым стрелам
относятся стрелы грузоподъемностью не более 10 тонн. Стрелы имеютряд преимуществ:просты и дешевы, допескают работу
малоквалифицированным персоналом, возможна работа на рейде при небольшой качке.
Однако у такой стрелы есть недостатки, потому в настоящее время используется
только для погрузки снабжения, запчастей, провизии и т.д.
При спаренной работе легких стрел
полностью механизирован процесс погрузки и выгрузки, что уменьшает цикл до
35-40с., уменьшает раскачивание груза. Одна стрела устанавливается над причалом
(«береговая», а вторая – над трюмом («трюмная».
2) Судовые грузовые краны
обеспечивают погрузку груза в любую точку люка, что практически исключает
тяжелые ручне работы при погрузне и выгрузке, повышает темпы грузовых работ
судов с большим раскрытием. В то же время краны являются очень дорогим грузовым
устройством и не когут рабо тать при крене и качке болем 2*-3*, что значительно
ограничивает их использование при грузовых операціях на рейде.
Наиболее распостранены поворотне
судове краны. Обычно устанавливают один кран на трюм.
3) Тяжеловесная грузовая стрела.
В практике перевозки достаточно часто встречаются
грузы более 10-30т., однако количество этих грузов на судне обычно не велико,
поэтому устанавливать дорогие и тяжелые краны не целесообразно. Для этих грузов
обычно предусматривают тяжеловесные грузовые стрелы. Грузоподъемность этих стрел достигает 600т. и
даже 1300т.
4) Грузовые устройства специализированных судов.
На лихтеровозах установлены мощные перемещающиеся вдоль
судна козловые краны г/п 500т., а иногда и мостовой контейнеро- перегружатель.
На ролкерах к грузовым устройствам относят аппарель
для ввоза грузов на судно, подъемник лифты, пандусы для перемещения грузов
между палубами,
различные погрузчики.
Суда для навалочных грузов обычно не имеют собственных
грузовых средств, так как порты, специализирующиеся на навалочных грузах, имеют
собственные высокопроизводительные грузовые устройства. Но на некоторых из этих
судов установлены погрузочно-разгрузочные устройства с ленточными
транспортерами.
К грузовым устройствам относятся грузовой и зачистной
трубопровод с соответствующими насосами.
5) Люковые закрытия обычно обеспечивают
непроницаемость корпуса, если после установки на место люковые крышки обжаты
специальными деталями (задрайками). Люковые закрытия открываются
механизированным способом с помощью лебедки или кранов, снимаются береговым или
судовым грузовым устройством целиком (понтонного типа).
6) Мачтовое устройство или рангоут.
Мачтовое устройство предназначено для несения средств
сигнализации и связи, а при стреловом грузовом устройстве – для поддержания
стрел.
Первая мачта с носа называется фок, вторая -грот,
третья – бизань (если есть). Мачты, стрелы, колонны, рей, гафель изготавливают
из стальных или листовых конструкций и называются рангоут.
7) Буксирное устройство буксирных и других судов.
Буксирное устройство буксирных судов зависит от
назначения буксира. Морские и океанские буксиры имеют кормовое буксирное
устройство, которое состоит из буксирной лебедки, буксирного гака, буксирного
клюза, буксирных арок. Морские буксировки осуществляются кильватерным способом
(буксируемый объект позади буксира на 50-300м.). Речные буксиры имеют мощные
устройства в носовой части для толкания и лебедки для стягивания с баржей.
Портовые буксиры обычно имеют в носу и корме мощные кнехты для крепления
швартовых концов подаваемых с судов. Мощные кранцы служат для предотвращения
повреждений судов и буксира.
8) Дельные вещи.
Дельные вещи предназначены для закрытия отверстий в
конструкциях корпуса и обеспечения нормальных условий обитаемости. К ним
относятся: лацпорты, металлические двери, сходные люки, иллюминаторы,
горловины, трапы и т.д.
А)Иллюминаторы служат для естественного освещения и
вентиляции помещений. Иллюминаторы расположенные вблизи ватерлинии – круглые, глухие (не
открывающиеся) с прочными стальными штормовыми крышками. Выше расположенные
иллюминаторы могут быть открывающимися со штормовыми крышками или без них.
Квадратные иллюминаторы устанавливаются на стенках рубок.
Б)Сходные люки служат для доступа людей в подпалубные
помещения. Форма люка прямоугольная, овальная, круглая.
В)Водонепроницаемые двери устанавливают на
водонепроницаемых переборках, стенках надстроек и рубок, шахте МО.
Г)Клинкетные двери устанавливаются для прохода через
водонепроницаемые переборки ниже палубы переборок (например МО).
Д)Трапы служат для обеспечения возможности перемещения
людей с одного уровня на другой. Трапы бывают наклонными и вертикальными,
внутренними и наружными.
Благодарю за информацию, ознакомилась.
ОтветитьУдалитьАндронати Диана
19 группа
Спасибо, за информацию с ней ознакомилась.
ОтветитьУдалитьАлбул Елизавета
40 группа
С информацией ознакомилась
ОтветитьУдалитьМорозан Анастасия 19 группа
С информацией ознакомилась
ОтветитьУдалитьЖук Екатерина
группа 19
Информацию усвоил
ОтветитьУдалитьИваник Даниил
Группа 19
Прочитал.
ОтветитьУдалитьРобу Сергей 19-гр
Ознакомился
ОтветитьУдалитьЦвигун Георгий 19 группа
Понял принял записал
ОтветитьУдалитьМакедонский Мигель
19 группа
С информацией ознакомлен
ОтветитьУдалитьКостюк Даниил
19 группа
Все понятно,с темой ознакомился легко,с первого раза все понятно,спасибо
ОтветитьУдалитьСуетнов Алексей
группа 19
Очень интересно и все предельно понятно.
ОтветитьУдалитьЛысюченко Юрий
19групаа
Изучил информацию!
ОтветитьУдалитьКалинин Валентин
19 группа
С информацией ознакомлена, спасибо очень интересно
ОтветитьУдалитьКоваленко Мария группа 15
С темой лекции ознакомлен, конспект записан.
ОтветитьУдалитьЛичикаки Валентин
Группа №37
С темой лекции ознакомлен, конспект записан.
ОтветитьУдалитьКлявлин Али
Группа 37
С темой ознакомлена 15 группа Киоссе Римма . Спасибо ))
ОтветитьУдалитьС информацией полностью ознакомился, благодарю!
ОтветитьУдалитьАртюх Андрей
19 группа
С лекцией ознакомился
ОтветитьУдалитьПавлюшин Иван
19 группа
Иович Виктория 15 группа ,с темой ознакомлена
ОтветитьУдалитьС информацией ознакомлен
ОтветитьУдалитьБондаренко Илья
Группа 19
С лекцией ознакомился.
ОтветитьУдалитьЧерноморченко Илья группа 37
С лекцией ознакомлена
ОтветитьУдалитьЭйчис 37 группа
С информацией ознакомлен, законспектировал
ОтветитьУдалитьКорань Михаил группа №37
С лекцией ознакомлен.
ОтветитьУдалитьУсенко Кирилл 37 группа
С материалом лекции ознакомлена Волошина Валерия 37
ОтветитьУдалитьС материалом лекции ознакомлен.
ОтветитьУдалитьСиница Владислав 37группа
Ознакомлен
ОтветитьУдалитьГруппа 37
Черненко Александр
Ознакомлен
ОтветитьУдалитьГруппа 37
Бурлака Дмитрий
Ознакомлена
ОтветитьУдалитьБелая Елена
Группа 37
ознакомлена с темой , Гретченко , 40-я группа
ОтветитьУдалитьОзнакомлен
ОтветитьУдалитьГруппа37
Клявлин Али
С информацией ознакомлен
ОтветитьУдалитьНаков Александр группа 37
С лекцией ознакомлена
ОтветитьУдалитьСлободянюк Света
Группа37
Маша Чайковская 40 группа ознакомлена с темой
ОтветитьУдалитьС лекцией ознакомлен
ОтветитьУдалитьКолосовский Александр 37г
С лекцией ознакомленна Шмиголь Алина руппа №37
ОтветитьУдалитьС лекцией ознакомлена Андришина Кристина 15група
ОтветитьУдалитьОзнакомлена
ОтветитьУдалитьКирякова Алина группа 37
Ознакомлена с темой.
ОтветитьУдалитьЯковлев Эдуард.
19 группа.
Ознакомлен
ОтветитьУдалитьБондарь денис 18 группа
Ознакомлена с темо, дуже корисна
ОтветитьУдалитьРозмазіна Мария 18 группа
С темой ознакомлена , конспект написан
ОтветитьУдалитьСтожко Вероника 18 группа
С лекцией ознакомлена, конспект записан спасибо
ОтветитьУдалитьСтожко Вероника 18Группа
С лекцией ознакомлен,конспект записан .
ОтветитьУдалитьСидоров Максим 37 группа
С информацией ознакомлён, Колодюк Андрей, 19 группа.
ОтветитьУдалитьТему прочитал
ОтветитьУдалитьРобу Сергей 19-гр
Ткач Слава 37
ОтветитьУдалитьС информацией ознакомилась Евдошенко Виктория группа 40
ОтветитьУдалитьСпасибо, за информацию с ней ознакомилась.
ОтветитьУдалитьБерезянська Алла группа 40